Пути совершенствования законодательства об охране труда
Нормативная документация
Охрана труда и безопасность
 

Пути совершенствования законодательства об охране труда

В.А. Петренко,
председатель Комитета Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
по социальной политике

Решение проблем совершенствования законодательства об охране труда и практики его применения является чрезвычайно актуальной и крупной государственной задачей. Cоциально-экономические перемены в России, носящие характер изменения общественного устройства, привели к качественно новым правоотношениям всех субъектов, функционирующих в сфере охраны труда.

В последние годы процесс законотворчества в данной области был весьма активным. Принят ряд базовых федеральных законов, которые определили правовой статус государственных органов и хозяйствующих субъектов, работников и общественных организаций.

Наиболее важным по юридической силе, вслед за Конституцией Российской Федерации, источником права об охране труда является Трудовой кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 февраля 2002 года.

Помимо принятия Трудового кодекса в последнее время были введены в действие два основополагающих федеральных закона: “Об основах охраны труда в Российской Федерации” (от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ) и “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” (от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ). В результате создана принципиально новая законодательная база по социальной защите работников.

Федеральный закон “Об основах охраны труда в Российской Федерации” устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Его принятие обусловлено необходимостью обновления действовавших с 1993 г. Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, а также приведения в соответствие с ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда (МОТ) № 81 (1947 г.) “Об инспекции труда”, № 150 (1978 г.)
“О регулировании вопросов труда” и № 155 (1981 г.)
“О безопасности и гигиене труда и производственной среде”.

Следует отметить, что из пятидесяти конвенций МОТ, ратифицированных Россией, свыше 20 касаются вопросов условий и охраны труда. Среди них, кроме вышеперечисленных: Конвенция № 115 (1960 г.) “О защите трудящихся от ионизирующей радиации”; Конвенция № 148 (1977 г.) “О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах”

Это свидетельствует о высоком уровне соответствия отечественного законодательства об охране труда международным нормам.

Одним из важнейших результатов действия закона
“Об основах охраны труда в Российской Федерации” явилось то, что он позволил возродить службы охраны труда на предприятиях, а это гарантия того, что организация данной работы на предприятиях опирается на профессионально подготовленный персонал.

Вопросы условий и охраны труда регулируются и другими федеральными законами. В их числе федеральные законы
“О промышленной безопасности опасных производственных объектов”; “О радиационной безопасности населения”;
“О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”;
“О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием”; “О ратификации Конвенции 1986 г. Об охране труда при использовании асбеста”. В опосредованной форме отдельные вопросы создания надлежащих условий и охраны труда регулируются федеральными законами, которые направлены на регулирование социально-трудовых отношений: “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”; “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”; “О коллективных договорах и соглашениях”;
“О порядке разрешения коллективных трудовых споров”.

В своей совокупности эти законодательные акты заложили фундамент социальной защиты работников от возможного проявления неблагоприятных факторов производственной среды и подтвердили, что общество объективно заинтересовано в создании надлежащих безопасных и безаварийных условий труда, сохранении жизни и здоровья своих членов. Названные документы позволили сформулировать и обеспечить рациональное сочетание функций управления охраной труда на федеральном уровне, уровнях управления субъектов Федерации, предприятий и организаций независимо от их организационно-правовой формы, сформировать механизмы организационного, правового и экономического воздействия на совершенствование условий и охраны труда.

В этой связи можно отметить, что первый этап формирования современной правовой системы охраны труда завершен. Теперь требуется ее более точная наладка и совершенствование.

В этой связи необходимо:

  • уточнить место охраны труда в социальной политике государства, вопросы распределения и координации функций и полномочий субъектов управления на федеральном, региональном и муниципальных уровнях;
  • сформировать единое правовое поле в сфере охраны, медицины и безопасности труда, механизмы координации деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов управления охраной, медициной и безопасностью труда.

Первостепенное значение при этом имеют вопросы упорядочения и обновления законодательства.

Актуальные проблемы совершенствования законодательства об охране труда/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 15 (208)

Пути совершенствования законодательства об охране труда
  
Пути совершенствования законодательства об охране труда
Rambler's Top100 © 2017 Системы безопасности