Территориальные подсистемы РСЧС создаются в пределах территорий субъектов Российской Федерации и
состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению. Каждая
территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на
подведомственной территории. Она включает в себя:
- руководящий орган - республиканскую, краевую (областную), муниципальную комиссию по
чрезвычайным ситуациям (КЧС);
- постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области
защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
- собственные силы и средства территории, а также силы и средства функциональных подсистем.
Председателем территориальной комиссии назначается первый
заместитель главы администрации исполнительного органа власти. Оперативным
органом управления в комиссиях являются соответствующие штабы ГО
(областной штаб ГО, городские и районные штабы ГО).
В комиссиях по ЧС создаются необходимые подкомиссии и другие
подразделения. Непосредственно с населением взаимодействуют районные КЧС
и комиссии по ЧС городов областного подчинения.
С целью обеспечения безопасности жизнедеятельности, территориальные исполнительные органы власти могут образовывать и вспомогательные структуры. Например, при мэрии г. Новосибирска в 1997 году был создан Совет безопасности, который включает в себя городской центр безопасности жизнедеятельности. Данный центр взаимодействует с силовыми ведомствами, городским штабом ГО, Новосибирской таможней и другими структурами.
Непосредственно в комиссии по ЧС передаётся информация:
- о стихийных бедствиях;
- о случайных залповых и аварийных выбросов и сбросов;
- о ситуациях, связанных с высоким уровнем загрязнения и экстремально высоким уровнем загрязнения природной среды.
Немедленно передаётся информация:
- о стихийных бедствиях, которые могут вызвать заболевания или гибель людей, животных или растений;
- об аварийных залповых выбросах (сбросах) загрязняющих веществ, если они угрожают здоровью или
жизни людей, животных или растений;
- о визуальном обнаружении негативного воздействия на природу (необычный цвет или запах
в реках, озёрах; гибель рыб или растений; отклонения от нормы нереста или миграции рыб; гибель
животных, в том числе и диких).
При этом существуют определённые критерии оценки загрязнения природной среды, классифицируемые как
ЧС. Под экстремально высоким загрязнением окружающей природной среды понимается следующее.
- Для атмосферного воздуха:
- содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию:
- в 20-29 раз в течение времени более 2 суток;
- в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;
- в 50 и более раз (без учёта времени);
- визуальные и органолептические признаки:
- появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;
- обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека - резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затруднённое дыхание, покраснение или другие изменения кожи, рвота и д.р. (одновременно у нескольких десятков человек);
- Для поверхностных вод суши, морских вод:
- разовое превышение ПДК загрязняющих веществ 1-2 класса опасности в 5 и более раз, для веществ
3-4 класса опасности в 50 и более раз;
- плёнка на поверхности воды (нефтяная, масляная или другого происхождения),
закрывающая более 1/3 поверхности водоёма при его обозримой площади до 6 км2;
- сильный необычный запах от воды водоёма;
- попадание в водоём токсичных (ядовитых) веществ;
- снижение содержания растворённого в воде кислорода до 2 и менее мл/л;
- увеличение биохимического потребления кислорода (БПК) свыше 40 мг/л;
-
массовая гибель рыбы, раков, водорослей и д.р.;
- Для почв и земель:
- содержание пестицидов в концентрациях 50 и более ПДК по санитарно-токсикологическим критериям;
- содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях 50 и более ПДК;
- в случае, если ПДК загрязняющего вещества не установлена, то превышение фона более чем в 100 раз;
- наличие несанкционированных свалок токсичных отходов;
- Для радиоктивного загрязнения окружающей среды:
- мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, измерения на высоте 1 м. От поверхности земли, составила 60 и более мкР/ч;
- суммарная бета-активность выпаданий по результатам первых измерений превысила
110 Бк/м2;
- концентрация радионуклидов в пробах сельскохозяйственной продукции превысила принятые
временно допустимые уровни (ВДУ).
